Хорошо ли быть учителем английского?

Если посмотреть вакансии учителей в газетах бесплатных объявлений — около половины из них окажутся на тему: Ищем преподавателя английского.

Английский — foreva!

Хороший педагог требуется многим: бизнесменам, юристам, экономистам, журналистам, студентам… По прогнозам ученых, к 2015 году половина населения планеты будет говорить на английском. Вторая изучать.

Свободное владение иностранным языком — пропуск в мир больших возможностей для специалистов самых разных областей. И доказательства не требуются. Он необходим людям всех возрастов. Практически в каждой средней школе это обязательный предмет. Только в Москве 200 лицеев с углубленным изучением иняза. В любом районе города работают лингвистические центры, предлагающие разнообразные программы: от экстерна за неделю, до трехгодового обучения. И главная фигура в этом водовороте учитель английского языка.

В борьбе за «хлебное» место

Однако, сами педагоги относятся к такому ажиотажному спросу скептически. Несмотря на большую популярность, зарплаты в государственных школах и вузах даже в столице около 5 — 6 тыс рублей (не говоря уже о регионах). Сумма действительно восторга не вызывает. Плюс нередко, мягко говоря, нездоровая атмосфера в школьных коллективах, зависть коллег к более благополучным. Конечно, есть разные учебные заведения и ситуации, но

Тем не менее на рынке труда складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны считается, что квалифицированных учителей иностранного даже в спецшколах не хватает, — рассказывает Анастасия Ерошина, преподаватель частной школы. — С другой, все хорошие места заняты и устроиться не так просто. Моя подруга в августе решила сменить школу, но не смогла найти работу в том же районе, несмотря на высшую квалификацию и множество различных сертификатов.

Так в чем же дело? Может быть миф о несчастной доли учителей раздут до невероятных размеров?

Язык — недорого!

На самом деле — никаких парадоксов. В этой среде огромная конкуренция и новички вливаются в теплый коллектив с большим трудом. В государственных школах учителя набирают себе как можно больше учебных часов, тем самым заметно увеличивая зарплату. Конечно, старожилы не в восторге от прихода молодых коллег, с которыми придется делиться.

В частных школах оклад учителя выше: от 400-1000$. Но сумма также зависит от количества учебных часов, квалификации преподавателя и престижа самого учебного заведения.

Вот и получается, чтобы преодолеть все подводные течения, молодому специалисту уже к окончанию вуза необходимо быть профессионалом. Да, сложно. Но по-другому бывает редко. Важно не только попасть, но и удержаться. И удерживаются, и карьеру делают. Тем более, что в последнее время поле деятельности для активного учителя иностранного значительно расширилось. Например, в Интернете нередко встречаются вакансии Учебно-лингвистических центров, которым требуются квалифицированные преподаватели английского языка для работы с группами учащихся и зарплатой в среднем от 340 рублей за 1 ак.час. Свободный график, доход в месяц от 200 до 1000$ (в зависимости от престижности центра и наработанных часов) уже совсем неплохо. Приглашают педагогов и компании для работы в офисе с сотрудниками. Правда это для людей с железными нервами.

Основная проблема — хроническая нехватка времени у корпоративных студентов, — рассказывает Ольга Борисова, преподаватель, — Они постоянно работают. Как договаривались, бежишь в офис к шести, а они либо бюджет считают, либо что-то срочно переделывают и т.д. На урок являются в состоянии полного анабиоза. Домашнее задание выполняют на ходу. Мало того, бывали случаи, когда приходили толпой и просили отменить на сегодня занятие — устали, день был сложный и т.д. А потом, когда у них ничего не получается, начинают коситься с обидой, как будто это я виновата , что дома задания не делаются, никто ничем не интересуется.

Место под солнцем

Многих педагогов выручает репетиторство. Нередко, такой вид работы становится основным. Всем известно хорошие репетиторы на вес золота не только в переносном, но и буквальном смысле. Опытный педагог может зарабатывать до 100$ в час. Несмотря на цену, родители их передают с рук на руки. Но и здесь очень большая конкуренция. На практике репетиторством занимаются все, кому не лень.

Законопослушный учитель обязан зарегистрироваться как частный предприниматель и платить государству налог в размере 6% от доходов, вести книгу доходов и раз в квартал сдавать отчёты в налоговую инспекцию по месту жительства. Но в 99% случаев этого не происходит, не выгодно, если учесть, что большая часть быстро бросает хлопотное занятие. Впрочем, свободную нишу пытаются заполнить следующие. Я хотела заняться репетиторством, — рассказывает Елена Б. — Пробовала в газеты подавать объявления, но подруга напугала позвонят из органов , устроят проверку. Не хочешь официально быть частным предпринимателем, лучше нарабатывай клиентуру через знакомых. А как ее наработаешь? Проводила уроки с одним мальчиком, получалось плохо. Больше меня никому не рекомендовали. Так и не вышло из меня репетитора.

Вывод однозначен: чтобы занять свое место (не последнее) в этой армии, уметь претворять на практике стратегию и тактику изучения языка, быть способным обучить в течение самого краткого времени последнего двоечника недостаточно. Необходимо еще и знать законы. Тем более, что регистрация предусматривает право выдавать свои сертификаты (удостоверения) слушателю о прохождения курса с фиксированным результатом. Можно заключать договоры с организациями, перечислять деньги по безналичному расчёту.

Высший пилотаж профессиональной карьеры педагога в России — открытие собственного лингвистического центра или даже института. У всех на слуху Школа Игоря Шехтера , Школа Галины Китайгородской Но это уже фирма, требующая от руководителя наряду с педагогическим талантом, способности менеджера.

Не хотите быть управленцем? Попробуйте сделать научную карьеру. Многие педагоги изобретают авторские методики, пишут новые учебники.

Будни профессионала

Иван Лазарев, учитель английского языка, частной школы Наследник :

В этой профессии карьеру может сделать только по-настоящему увлеченный человек. В обратном случае, ему вряд ли удастся заинтересовать учеников.

Для меня английский — способ восприятия мира. Дома, вместе с отцом и братом (они тоже педагоги) мы говорим не столько на английском, сколько о самом языке. Английским я увлекался еще в детстве. Много читал, слушал песни. Сейчас все это помогает в работе.

Когда закончил лингвистический институт, пошел работать в частную школу. Проблемы здесь больше творческого характера. Негосударственное образование практикует индивидуальный подход к ребенку. Но способности то у всех разные! Один учиться — хуже, другой — лучше. Мне нужно сбалансировать урок таким образом, чтобы было интересно и доступно всем.

Есть и те, кто вообще не желает учиться. Таких не растормошить, рисуя забавных слоников на доске, и прочей бутафорией . Пытаюсь для начала разобраться — что им по-настоящему интересно: любимый артист, музыка, книги, возможная поездка за рубеж?

Не устаю повторять ученикам: язык- это спорт и чудес здесь не бывает, если не тренироваться постоянно. Лексика, грамматика и произношение — три вида приемов , которыми нужно овладеть в совершенстве. Гипноз, 25 кадр полная чушь. Многое зависит от самого ученика. Педагог лишь направляет. Чтобы дети поверили в тебя и свои силы нужно уметь подать информацию, сымпровизировать Учитель тот же актер. Ты всегда готов, есть план, но постоянно приходится сталкиваться с непредвиденными ситуациями. Обязательно кто-то что-то забыл, не выучил, не пришел.

Вспоминаю свой первый урок. Волновался, конечно. Но в классе, как на ринге: бояться некогда, надо работать.

Сейчас, приходя в новый класс, в первую очередь стараюсь узнать о ребятах побольше — кто они, чем увлекаются. Делить учеников на любимых и нелюбимых абсолютно неприемлемо! Сам школьником, частенько встречался с подобным подходом . Конечно, бывает непросто, ведь процесс обучения — это постоянное столкновение разных позиций, характеров. Сколько сил и нервов требуется, чтобы удержать учеников в руках, не дать им распуститься . А с другой стороны и давить слишком сильно нельзя, иначе потеряешь доверие, тебя тут же запишут в тираны . Большая ошибка думать, что ты все знаешь, выучил, понял… В этой профессии, прежде всего, работаешь над собой. Каждый день! Все время. По-другому здесь нельзя.

СЛУХИ И ФАКТЫ

Учитель английского вряд ли найдет себе применение в других сферах. Напротив. С хорошим знанием иностранного реально найти вакансию, скажем, переводчика. Можно устроится гидом-переводчиком в туристическую компанию, или секретарем-референтом в крупную фирму.

Преподавание иностранного языка в школе и в вузе по сути одинаково.

По мнению самих учителей — в школе труднее. Заинтересовать, заставить ребенка заниматься сложнее, чем взрослого. И профессиональный уровень педагога- школьника должен быть не хуже, чем у вузовского преподавателя.

Отработал раз методику преподавания — и учи по ней из года в год

В каждой профессии есть своего рода таблица умножения, без которой не обойтись. Для учителя — это план, структура урока, методы подачи материала, организация обратной связи. Другое дело, что любую методику все равно каждый раз приходиться адаптировать к конкретному классу. И находить при этом свежие, оригинальные способы подачи материала, игровые формы занятий и т. д.

Многие учатся, но мало кто работает по специальности

Желающих учиться на факультетах иностранных языков очень и очень много. Это хорошее образование, особенно для девушек. И большая часть, уже изначально, поступая в вуз, не собираются работать по специальности. С другой стороны, если взять экономические факультеты, юридические и уж тем более факультеты психологии, разве все, получив диплом становятся специалистами по профилю? И педагогика не исключение.

Источник: Евгений Колодин Журнал Куда пойти учиться , 38 от 26.09.2005 г.


Друзья, если вам понравился этот материал, пожалуйста, подпишитесь на наш канал в Дзен. Там вы найдете много полезных статей, которые помогут вам в изучении английского языка.
Перейти на канал: Little-English