Как известно, английские глаголы делятся на две группы — правильные (т.е. соответствующие правилу) и неправильные.
II форма существует в английском языке специально для построения времени Past Indefinite:
When I was young I played basketball.
Время это у изучающих язык обычно ассоциируется с проблемой заучивания неправильных глаголов? Ну, что ж, давайте порассуждаем. Во-первых, надо представить объем предстоящей работы — в английском языке около 250 неправильных глаголов. Обойтись без них невозможно — не забывайте, что в исключения имеют тенденцию попадать самые важные слова. Однако, большая часть из них встречается нечасто, так что на начальном этапе вам придется запоминать II и III формы «всего» для 50-70 глаголов.
Похоже на противоречие, не правда ли? Если самые важные, почему редко встречаются? Для того, чтобы найти разгадку, надо учесть неожиданный фактор — время, причем не грамматическое, а самое что ни на есть жизненное. Дело в том, что современный язык формировался сотни лет назад и многие слова, бывшие тогда в числе самых важных, ныне свою значимость утеряли (например, глаголы, связанные с трудовой деятельностью — жать, прясть и т.д.). Многие такие слова перешли, в основном, в поэтическую, возвышенную лексику.
У нас уже было деление глаголов на сильные и слабые; оно более глубокое и относится к самым основам английской грамматики. Сильных глаголов всего 10 и все они, естественно, неправильные с точки зрения форм. Тем, кто только начинает изучение языка, я бы посоветовала составить собственной рукой табличку форм основных сильных глаголов (to be, can, may, must, shall, will).
Как же проще всего выучить нужные вам неправильные глаголы? В учебниках приводятся их алфавитные списки (полные или «усеченные»). Это удобно для справочных целей, но для запоминания — вы уже, наверно, убедились — почти безнадежно. Я предложу вам другую систему подбора — по сходству звучания. Оказывается, английские неправильные глаголы можно разбить на несколько характерных групп (мы приведем лишь простейшие примеры, при желании вы сможете их дополнить сами; в скобках указываются II и III формы глагола).
1 группа — короткие односложные глаголы, у которых все три формы совпадают:
cut (cut, cut) — резать;
put (put, put) — класть;
let (let, let) — позволять;
shut (shut, shut) — закрывать;
cost (cost, cost) — стоить;
hit (hit, hit) — ударять.
Глагол read (read, read) имеет одну особенность: его II и III формы произносятся как слово red.
2 группа:
send (sent, sent) — посылать;
lend (lent, lent) — одалживать;
bend (bent, bent) — сгибать;
spend (spent, spent) — тратить.
3 группа:
know (knew, known) — знать;
grow (grew, grown) — расти;
blow (blew, blown) — дуть;
throw (threw, thrown) — бросать.
4 группа:
lead (led, led) — вести;
feed (fed, fed) — кормить;
bleed (bled, bled) — кровоточить.
5 группа – (для этой группы характерно чередование гласных):
sing (sang, sung) — петь;
ring (rang, rung) — звонить;
drink (drank, drunk) — пить;
swim (swam, swum) — плавать;
begin (began, begun) — начинать.
6 группа:
feel (felt, felt) — чувствовать;
sleep (slept, slept) — спать;
keep (kept, kept) — хранить; держать;
weep (wept, wept) — плакать;
sweep (swept, swept) — подметать.
7 группа:
bear (bore, born) — терпеть; рождать;
tear (tore, torn) — рвать;
wear (wore, worn) — носить (одежду);
swear (swore, sworn) — клясться; ругаться.
8 группа — В этой группе глаголы лишь немного отошли от правила в написании, а глагол say еще и в произношении, будьте внимательны:
lay (laid, laid) — класть;
pay (paid, paid) — платить;
say (said, said) — сказать.
9 группа — И, наконец, группа совсем непохожих между собой глаголов, их II и III формы очень непривычны для нас. Отметьте, здесь есть два варианта написания, но последние 5 букв всегда читаются одинаково: (как «бо-от»),
bring (brought, brought) — приносить;
think (thought, thought) — думать;
fight (fought, fought) — бороться;
buy (bought, bought) — покупать;
catch (caught, caught) — ловить;
teach (taught, taught) – учить,
Будет хорошо, если для себя вы сами составите еще одну группу из глаголов, которые образуют II и III формы совсем своеобразным способом; в нее попадает десятка полтора самых важных слов (таких, как do, go, run, see и т.д.). Но этот список будет уже не столь устрашающим. Попробуйте сами найти общее в построении II и III форм у изучаемых вами глаголов. Обратите внимание, что обычно все три формы строятся от одной основы (т.е. первая буква у них совпадает). Есть два заметных исключения: to be (is — was — been) и go (went, gone). Но и в русском: есть-был, иду-шел, не удивительно ли это?
Обратите внимание: все неправильные глаголы (если оставить в стороне “устаревшие” слова) являются важными, но не все важные глаголы — неправильные (примерно половина). Выбор достаточно случаен, для примера взглянем на пары глаголов совершенно равной употребимости — один из них правильный, а второй нет:
look — see; listen — hear.
В заключение, небольшое грамматическое напоминание — как избежать стандартных ошибок. Вы знаете, что II форма глагола нужна для построения простого прошедшего времени (Past Indefinite):
Не bought a new jacket. — Он купил новую куртку.
Однако, в вопросах и отрицаниях появляется вспомогательный глагол to do (во II форме), а смысловой глагол возвращается к основной форме:
Did he buy a new jacket?
В реальной речи все время приходится «переключаться» от одной формы глагола к другой; это непростой навык — он требует внимания и определенной тренировки:
I saw David at school. — I didn’t see him.
They called me last night. — Did they call you?
Неправильными глаголами в английском языке называют те глаголы, которые образуют форму прошедшего времени и причастия II не привычным для английской грамматики способом путем прибавления окончания –ed, а по другим правилам.
В общем-то, изменения неправильных глаголов подлежат скорее не правилам, а определенной закономерности. Все неправильные глаголы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, как меняется их начальная форма в прошедшем времени и причастии II. Все эти группы, как бы то ни было, надо учить.
К неправильным глаголам относятся и те глаголы, которые остаются неизменными независимо времени (настоящего и прошедшего), например, глагол «стоить»= cost-cost-cost, и те, у которых прошедшее время и причастиеII принимают одинаковую форму, например, «посылать»=send-sent-sent, и многие другие.
Знаете, для меня до сих пор остается загадкой точное число этих неправильных глаголов. Чаще всего называется цифра «около 270». Но, почему-то мне кажется, что на самом деле их намного больше. Хотя, количество самых употребляемых неправильных глаголов сводится к золотой сотне.
В поисках наиболее эффективной методики заучивания неправильных глаголов (irregular verbs) филологи, переводчики, преподаватели и просто энтузиасты, влюбленные в английский язык, предлагают в помощь начинающим составленные по разным признакам таблицы неправильных глаголов, а также… стихи!
Я в буфете buy-bought-bought (покупать)
Первоклассный бутерброд,
За него я pay-paid-paid, (платить)
В классе в парту lay-laid-laid (класть)
И совсем не think-thought-thought, (думать)
Что сосед его умнет.
И теперь мне очень грустно –
Smell-smelt-smelt он очень вкусно! (пахнуть)
Глянь, рогатку Баламут
В свой кармашек put-put-put (положить)
И begin-began-begun (начинать)
Хулиганить хулиган!
Он подушку cut-cut-cut, (резать)
Брата в ванной shut-shut-shut, (закрывать)
Все газеты light-lit-lit, (поджигать)
Собачонку hit-hit-hit. (бить)
Он соседу ring-rang-rung (звонить)
И, конечно, run-ran-run. (бежать)
И совсем не think-thought-thought, (думать)
Что милиция придет.
И если вам они понравились, то вот еще несколько куплетов:
Dig-dug-dug мы огород, (копать)
Come-came-come туда народ. (приходить)
Мы сказали: «Go-went-gone, (идти, уходить)
Это вам не балаган».
Мы с врагами fight-fought-fought, (драться, сражаться)
Их в ловушку catch-caught-caught. (ловить, поймать)
День удачу bring-brought-brought, (приносить)
Мы награду get-got-got. (получать)
Если зайцев bite-bit-bitten, (кусать)
Не давать им eat-ate-eaten, (есть)
Они скоро learn-learnt-learnt (учиться)
Лихо спички burn-burnt-burnt. (зажигать)
Если друга meet-met-met, (встречать)
Его крепко keep-kept-kept. (держать)
Ну, а если lose-lost-lost, (терять)
То того он cost-cost-cost. (стоить)
Самолеты fly-flew-flown. (летать)
Наши дети grow-grew-grown. (расти)
Ну, а ветер blow-blew-blown, (дуть)
Обо всем он know-knew-known. (знать)
Дед и бабка find-found-found (находить)
Пса породы бассет-хаунд.
Очень близок старикам
Пес become-became-become. (становиться)
Give-gave-given дед ему (давать)
Дорогую бастурму –
Надо ж псину feed-fed-fed (кормить)
Чем-то вкусным на обед!
Себе же сала и котлет
Старики не let-let-let. (позволять)
Нынче бабушка и дед
Жизнь другую lead-led-led: (вести)
Дед с улыбкой дремлет в ванне,
Бабка dwell-dwelt-dwelt в чулане, (обитать)
Пес в кровати lie-lay-lain, (лежать)
Прямо как Саддам Хусейн.
Мы break-broke-broken старый дом – (ломать)
Очень скучно было в нем.
Новый дом мы draw-drew-drawn, (рисовать)
Build-built-built – и заживем. (строить)
Show-showed-shown быстрей мне свет! (показывать)
Светит солнце или нет?
«Shine-shone-shone, – ответил ты. – (светить)
See-saw-seen до темноты». (видеть)
Say-said-said и повтори: (говорить)
«Swim-swam-swum мы до зари, (плавать)
Spring-sprang-sprung с тобой мы в воду (прыгать)
Невзирая на погоду».
Read-read-read ученый кот (читать)
Дни и ночи напролет.
Tell-told-told и sing-sang-sung (рассказывать) (петь)
Небылицы по ночам.
Я ride-rode-ridden очень рад (ехать верхом)
Leap-leapt-leapt на маскарад. (скакать, прыгать)
Если маску take-took-taken, (брать)
Вы mistake-mistook-mistaken, (ошибаться)
Не узнаете меня
И не стащите с коня.
Spell-spelt-spelt любое слово. (произносить по буквам)
Speak-spoke-spoken его снова. (говорить)
Sweep-swept-swept из избы сор, (заметать)
Hang-hung-hung в избе топор. (вешать, висеть)
Throw-threw-thrown гранаты ловко, (бросать, выбрасывать)
Set-set-set на пол винтовку, (ставить, устанавливать)
Shoot-shot-shot прицельно, метко, (стрелять)
Только не убей соседку.
Lend-lent-lent врачу копейку: (одалживать)
Он mean-meant-meant купить индейку, (иметь в виду, подразумевать)
Sell-sold-sold ее за трешку, (продавать)
Send-sent-sent друзьям матрешку. (посылать)
Hear-heard-heard оркестр прекрасный, (слышать)
Feel-felt-felt испуг напрасный, (чувствовать)
Fall-fell-fallen не стремись, (падать)
Rise-rose-risen и разберись. (подниматься, вставать)
Wear-wore-worn перо на шляпу. (носить)
Write-wrote-written для нас кантату. (писать)
Have-had-had простой девиз, (иметь)
Win-won-won солидный приз. (выигрывать).
Drink-drank-drunk ужасно много (пить)
Наш соседский дядя Гога,
Он forget-forgot–forgotten (забыть)
Про семью и про работу,
Потому что have-had-had (иметь)
Он ужасно много бед.
Он такое do-did-done, (делать)
Когда очень сильно пьян!
Как-то раз он fall-fell-fallen(падать)
Прямо с нашего балкона,
Write-wrote-written на стене, (писать)
Ride-rode-ridden на слоне, (ехать верхом)
А однажды break-broke-broken (ломать)
В нашем доме восемь окон,
А недавно bite-bit-bitten (кусать)
У подъезда тетю Виту.
Я sleep-slept-slept и вижу сон: (спать)
Только что я bear-bore-born. (родиться)
Stand-stood-stood веселый поп, (стоять)
Толоконный его лоб!
Shake-shook-shaken бородой, (трясти)
Рассуждает сам с собой:
Сей ребенок strike-struck-struck, (ударять)
А, быть может, sink-sank-sunk. (тонуть)
Spend-spent-spent он время зря, (проводить)
Freeze-froze-frozen его я. (замораживать)
Leave-left-left я край родной. (покидать, оставлять)
Choose-chose-chosen дом другой, (выбирать)
О котором dream-dreamt-dreamt, (мечтать)
А теперь уж hold-held-held. (владеть)
Если ты уж wake-woke-woken, (просыпаться)
Drink-drank-drunk простую воду, (пить)
Do-did-done свою зарядку, (делать)
Make-made-made прополку грядки. (делать)
Drive-drove-driven машину споро. (водить)
Hide-hid-hidden еще не скоро. (прятаться, прятать)
Никому не hurt-hurt-hurt, (причинять боль)
Там, глядишь, и повезет.
Клад искал один чудак,
Целый месяц dig-dug-dug, (копать)
Find-found-found наконец (находить)
Металлический ларец
И, конечно, think-thought-thought, (думать)
Что богато заживёт.
Take-took-taken он топор (брать)
И сорвал с ларца запор.
Перед тем, как открывать,
Go-went-gone домой поспать, (идти)
И всю ночь во сне чудак
Drive-drove-driven кадиллак, (управлять, водить)
Eat-ate-eatten ананасы (кушать, есть)
И копчёные колбасы,
Fly-flew-flown в облаках, (летать)
Keep-kept-kept свой клад в руках, (держать)
Spend-spent-spent на ветер деньги, (тратить)
Build-built-built себе фазенды…(строить)
Но awake-awoke-awoked (просыпаться)
Он ни слова speak-spoke-spoken, (говорить)
Run-ran-run во весь опор, (бежать)
Find-found-found в ларце…топор (находить)
Пол метлой я sweep-swept-swept, (мести, подметать)
Дом в порядке keep-kept-kept, (хранить, содержать)
Потому что know-knew-known, (знать)
Что когда я grow-grew-grown, (расти)
То смогу я dream-dreamt-dreamt (мечтать)
Выйти замуж без проблем.
Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)
Он в окошко fly-flew-flown, (лететь)
Меня дядя catch-caught-caught, (ловить, поймать)
К папе с мамой bring-brought-brought. (принести)
Болван с Прохвостом целый день
Вдвоём играли в «дребедень»:
– Я win-won-won, – сказал Болван, (выиграть)
– Ты lose-lost-lost, – сказал Прохвост. (проиграть)
Забияки fight-fought-fought – (сражаться, драться)
Их никто не разведёт.
Уже оба weep-wept-wept, (плакать)
Воспитатель sleep-slept-slept. (спать)
Наш учитель read-read-read (читать)
Ученический наш бред:
Ему класс наш write-wrote-written (писать)
Что сосед у нас небритый.
На первый взгляд кажется, что выучить такое громадное количество неправильных глаголов просто не реально, но как показывает практика, терпение и труд, все перетрут.
Так ли страшны irregular verbs? Предлагаю вам немного необычную таблицу английских неправильных глаголов, а также интересную идею о том, как запомнить эти страшные три формы глагола.
Каждый из нас ещё помнит унылые, серые, наполненные головной болью и отвращением часы зубрёжки этих злосчастных трёх форм.
Почему-то в школе детям обычно выдают алфавитный список, насчитывающий для начала около 30 позиций, и задают на завтра выучить первые 5-10, затем ещё 10, и так до конца. Конечно, многим это не удаётся, затем надоедает, и в конце-концов английский язык становится им ненавистен. Вторым наиболее вероятным результатом становится запоминание “на автомате” трёх форм в устной форме как единого целого (например, “телл — толд — толд”); но как это пишется, и что это значит — остаётся неразрешимой загадкой.
Припоминаете, как “жертву” вызывали к доске, и начинались мучения — в отвечающего “бросались” первой формой глагола, а он должен был сразу, на лету, выдать вторую и третью. Или угадать первую форму по третьей. Мало того, что перевод или хотя бы понимание смысла практически не требовались, так ещё и будь добр отвечать так, чтобы “от зубов отскакивало”.
Вовсе не удивительно, что со временем бедные школьники попросту заучивают связку из трёх непонятных слов с одной-единственной целью — чтобы их наконец оставили в покое.
Однако, ни в одной (на моей памяти) школе, никто не пытался помочь детям запомнить формы неправильных глаголов, найти хоть какую-то закономерность в их образовании. Ни в школе, ни в университете мне ни разу не пришлось слышать, что такое возможно.
Правда, если присмотреться, кое-какие схожести всё же есть, а некоторая педагогическая практика подсказала оптимальный способ запоминания английских неправильных глаголов.
Используем карточки
Существует много разных хитростей, которые помогут запомнить не только 3 формы глагола, но и просто любые слова. Одни любят перечитывать их на ночь, другие пишут небольшие шпаргалки и развешивают их на видном месте дома.
Я предлагаю использовать карточки. 1 слово — 1 карточка, с одной стороны — английский вариант, а с другой — русский. Такие карточки продаются в магазинах, но лучше всего их сделать самому. Во-первых, часть информации отложится в памяти, пока вы их пишете. Во-вторых — и дешевле, и сердцу приятнее (перед собой даже неудобно будет забросить плоды трудов своих в дальний угол).
На карточке умещаются 2 и 3 формы глагола (Past, Past Participle), перевод, а также подсказка, какой особенностью обладают данные три формы, например, чередование корневой гласной с длинной [i:] на короткую [e].Пользоваться карточками очень просто. Вы просто перебираете их в руках, фиксируя в памяти сначла основную форму глагола, затем содержание обратной стороны. Позже можно тренировать себя, глядя только на лицевую сторону карточки и пытаясь припомнить перевод слова или оставшиеся формы. На этой основе можно организовать небольшие игры в классе, или в шутку устроить маленький экзамен, вытягивая карточки, как билеты.
Так как представленный ниже принцип запоминания форм неправильных глаголов базируется на их группировании — карточки особенно удобны в этом смысле, ведь их можно разделить на небольшие стопки по схожести путей образования.“Правильная” таблица “неправильных” (что в прошлом) глаголов
Итак, в чём заключается суть идеи группирования.
Основных неправильных глаголов насчитывается около 170. Из них большинство можно разделить на более или менее численные группы, согласно
- способу образования 2 и 3 формы;
- повторяемости/не повторяемости форм;
- чередованию корневых гласных;
- схожести звучания;
- особенностям правописания.
На самом деле, глаголов, которые уж совсем ни на что не похожи — очень мало:
Infinitive |
Past |
Past Participle |
Translation |
be |
was/were |
been |
быть |
do |
did |
done |
делать |
go |
went |
gone |
идти |
can |
could |
been able to |
мочь, иметь возможность |
lie |
lay |
lain |
лежать |
show |
showed |
shown |
показывать |
Остальные глаголы представим сводной таблицей (обратите внимание, что она не алфавитная) в том порядке, в котором их, как нам кажется, будет легче выучить:
Infinitive |
Past |
Past Participle |
Translation |
1=2=3 |
|||
bet |
bet |
bet |
держать пари |
cost |
cost |
cost |
стоить (о цене) |
cut |
cut |
cut |
резать |
hit |
hit |
hit |
ударять |
hurt |
hurt |
hurt |
причинять боль |
let |
let |
let |
позволять |
put |
put |
put |
класть, ставить |
set |
set |
set |
ставить, устанавливать |
shed |
shed |
shed |
сбрасывать |
shut |
shut |
shut |
закрывать |
spit |
spit/spat |
spit |
плевать |
split |
split |
split |
разделять, расщеплять |
spread |
spread |
spread |
распространять |
thrust |
thrust |
thrust |
толкать |
2=3=1(d→t) |
|||
bend |
bent |
bent |
сгибать |
lend |
lent |
lent |
одалживать |
send |
sent |
sent |
посылать |
spend |
spent |
spent |
тратить |
2(-ew); 3(-own) |
|||
blow |
blew |
blown |
дуть |
draw |
drew |
drawn |
рисовать |
fly |
flew |
flown |
летать |
grow |
grew |
grown |
расти |
know |
knew |
known |
знать |
throw |
threw |
thrown |
бросать |
[i]→[æ]→[Λ] |
|||
begin |
began |
begun |
начинать(ся) |
drink |
drank |
drunk |
пить |
ring |
rang |
rung |
звонить |
sing |
sang |
sung |
петь |
stink |
stank |
stunk |
плохо пахнуть |
swim |
swam |
swum |
плавать |
[i:]→[e]→[e] |
|||
creep |
crept |
crept |
ползать |
keep |
kept |
kept |
держать |
sleep |
slept |
slept |
спать |
sweep |
swept |
swept |
подметать |
weep |
wept |
wept |
плакать |
[εə]→[o:]→[o:] |
|||
bear |
bore |
born |
рождать, переносить, выдерживать |
swear |
swore |
sworn |
клясться, ругаться |
tear |
tore |
torn |
разрывать, рвать |
wear |
wore |
worn |
носить (об одежде) |
2=3 [o:] (-aught; -ought) |
|||
bring |
brought |
brought |
приносить |
buy |
bought |
bought |
покупать |
catch |
caught |
caught |
ловить, хватать |
fight |
fought |
fought |
драться |
seek |
sought |
sought |
искать |
teach |
taught |
taught |
учить, обучать |
think |
thought |
thought |
думать |
3=1; чередование гласной в корне |
|||
become |
becаme |
become |
становиться |
come |
cаme |
come |
приходить |
run |
rаn |
run |
бежать |
3(-en); чередование гласной в корне |
|||
drive |
drove |
driven |
водить (транспорт) |
rise |
rose |
risen |
вставать, подниматься |
beat |
beat |
beaten |
бить |
eat |
ate |
eaten |
есть, кушать |
forgive |
forgave |
forgiven |
прощать |
give |
gave |
given |
давать |
shake |
shook |
shaken |
дрожать, встряхивать |
take |
took |
taken |
брать |
break |
broke |
broken |
ломать |
choose |
chose |
chosen |
выбирать |
freeze |
froze |
frozen |
замерзать, замораживать |
speak |
spoke |
spoken |
говорить |
wake |
woke |
woken |
просыпаться, будить |
3(-en); чередование гласной в корне; удвоение согласной в 3 форме |
|||
bite |
bit |
bitten |
кусать |
fall |
fell |
fallen |
падать |
forbid |
forbade |
forbidden |
запрещать |
hide |
hid |
hidden |
прятать(-ся) |
ride |
rode |
ridden |
кататься, ехать |
write |
wrоte |
written |
писать |
forget |
forgоt |
forgotten |
забывать |
2 и3 формы совпадают |
|||
build |
built |
built |
строить |
dig |
dug |
dug |
копать |
find |
found |
found |
находить |
get |
got |
got |
получать, становиться |
have |
had |
had |
иметь |
hear |
heard |
heard |
слышать |
hold |
held |
held |
держать |
lead |
led |
led |
вести |
leave |
left |
left |
оставлять, уезжать |
lose |
lost |
lost |
терять |
make |
made |
made |
делать |
shine |
shone |
shone |
сиять, блестеть |
shoot |
shot |
shot |
стрелять |
sit |
sat |
sat |
сидеть |
win |
won |
won |
выигрывать, побеждать |
stick |
stuck |
stuck |
застревать, приклеиваться |
strike |
struck |
struck |
ударять, бить |
stand |
stood |
stood |
стоять |
understand |
understood |
understood |
понимать |
deal |
dealt |
dealt |
иметь дело с кем-л. |
mean |
meant |
meant |
означать |
sell |
sold |
sold |
продавать |
tell |
told |
told |
сказать, говорить |
lay |
laid |
laid |
класть, положить |
pay |
paid |
paid |
платить |
say |
said |
said |
сказать, говорить |
bleed |
bled |
bled |
кровоточить, истекать кровью |
feed |
fed |
fed |
кормить |
feel |
felt |
felt |
чувствовать |
meet |
met |
met |
встретить |
regular/irregular (both variants are possible) |
|||
burn |
burnt/burned |
burnt/burned |
жечь, сжигать, гореть |
dream |
dreamt/dreamed |
dreamt/dreamed |
мечтать, видеть во сне |
dwell |
dwelt/dwelled |
dwelt/dwelled |
жить, обитать |
hang |
hung/hanged |
hung/hanged |
вешать |
kneel |
knelt/kneeled |
knelt/kneeled |
становиться на колени |
knit |
knit/knitted |
knit/knitted |
вязать, штопать |
lean |
leant/leaned |
leant/leaned |
наклоняться, прислоняться |
leap |
leapt/leaped |
leapt/leaped |
прыгать, вскакивать |
learn |
learnt/learned |
learnt/learned |
учить, изучать |
light |
lit/lighted |
lit/lighted |
зажигать |
prove |
proved |
proven/proved |
доказывать |
sew |
sewed |
sewn/sewed |
шить, пришивать |
smell |
smelt/smelled |
smelt/smelled |
пахнуть, нюхать |
speed |
sped/speeded |
sped/speeded |
ускорять |
spell |
spelt/spelled |
spelt/spelled |
произносить по буквам |
spoil |
spoilt/spoiled |
spoilt/spoiled |
портить |